Образовательная деятельность обучающихся организована по 63 образовательным программам из них: - эколого – биологической направленности – 23; - научно – технической направленности – 11; - спортивно – техническое – 8; - художественно – эстетическое – 12; - культурологической – 7.
Приоритетными образовательными программами, реализуемыми в Центре, являются: 1 «Экология и дети» - комплексная модифицированная программа по экологическому воспитанию и образованию детей. 2 «Школа настоящих мужчин» - развитие научно – технического творчества. 3 «Ступени творческого роста» - интегрированная разноуровневая программа организации образовательно – воспитательного процесса. Сопутствующие программы: - «Чудо – сад» - (из цикла «Каникулы») – организация каникулярного проведения детей и подростков через деятельность профильного трудового лагеря. - «Ориентир – профессия» - организация предпрофильной и профильной подготовки, проведение элективных курсов. - НОУ «Ассоциация Малых Академиков» – развитие учебно – исследовательской деятельности и основ социального проектирования. - «Мы вместе» – программа - комплексе «Детский сад – школа – «Малая Академия» - интеграция всех субъектов образовательно – воспитательного процесса. - «Семья» - привлечение семьи, как ведущего полноправного участника воспитания. - «Созвучие» - развитие кадровой системы учреждения. |
Из всех имеющихся программ рецензированы: · АКИПКРО (Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования) – 8 программ. · АКЦИТР (Алтайский краевой центр информационно - технической работы) – 5 программы. · АГУ (Алтайский государственный университет)– 5 программы. · РПК (Рубцовский педагогический колледж)–11 программ. Отмечены: · Дипломами Краевого конкурса при АКИПКРО – 6 программ. · Грамотами Краевого конкурса при АКИПКРО – 8 программ. · Памятным адресом АКЦИТРа – 1 программа. Основными нормативными документами, положенными в основу программ являются: Ø Закон РФ «Об образовании» (2004 г.); Ø Типовое положение об учреждении дополнительного образования (1995 г.); Ø Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001гг.; Ø Права ребенка в Российской Федерации относительно Конвенции ООН о правах ребенка; Ø Основные направления воспитательной работы в системе образования Алтайского края (концептуальный подход); Ø Проект федерального закона «О дополнительном образовании»; Ø Устав Центра внешкольной работы "Малая Академия". Образовательные программы отвечают основным критериям составления программного обеспечения и обладают следующими качествами: актуальность, прогностичность, рационалистичность, возможностью корректировки, целостность, контролируемость, сбалансированность (по кадровым, финансовым, материально-техническим, научно-методическим ресурсам). Программы как модели учебного курса отражают компоненты методической системы образования детей в рамках конкретных предметов. Цели программ направлены на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, как основы развития образовательных запросов и потребностей детей, на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности, на коррекцию психофизического и умственного развития детей, на профилактику асоциального поведения детей и подростков. Содержание программ: · базируются на достижениях общемировых и российских культурных традициях, отвечают задачам становления гражданского общества и правового государства, культурно-национальным особенностям региона; · учитывают уровень развития детей; · используют методы оценки результатов обучения по программе; · включают концептуальные обоснования образовательного процесса, планирования, изложения последовательности и тематики материала; · раскрывают условия организации; материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса. Программы, реализуемые в Центре, исключают общее повышение учебной нагрузки и утомляемости детей за счет: - обеспечения личностно-мотивированного участия детей в интересной и доступной деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания образования, форм деятельности и общения; - организации естественных для соответствующего возраста форм детской активности (познание, труд, самодеятельность, общение, игра); - использования интерактивных способов усвоения образовательного материала. Программы дополнительного образования включают: · четко сформулированные, ясно изложенные и ранжированные по характеру освоения цели и задачи обучения в данной образовательной области; · описание этапов работы и механизмов достижения прогнозируемых результатов; · описание содержательных структур предлагаемой программы и условий организации совместной деятельности детей и педагога; · описание конкретных педагогических технологий познавательной деятельности; · описание особенностей диагностических инструментов и вариантов коррекции полученных результатов; · учебно-методический план и почасовой график работы по каждой теме. Главное, что отличает программы Центра от типовых программ – это то, что они предоставляют ребенку условия и среду для активного освоения выбранной деятельности, самообразования, проб себя и своих сил, интересного творчества, исследовательского занятия и общения, выбора своего будущего профессионального направления, практической деятельности. |
Экологическое воспитание, образование и пропаганда экологических знаний осуществляются по программе "Экология и дети", которая ставит своей целью формирование личности с экоцентрическим типом сознания, такая личность может быть названа экологической личностью, в рамках данной программы реализуются 23 программы эколого – биологического направления (см. приложение № 1). В течение последних трех лет появились новые образовательные программы, позволяющие развивать интерес детей к познавательно-творческой и исследовательской деятельности, способности чувствовать окружающий мир, любить и понимать природу, развивать интеллектуальное творчество учащихся, расширять кругозор ребят за рамками школьной программы, а также способствовать гармоничному развитию личности детей, это: - "Цвети, мой край!" - "Здоровячок" - "В мире творчества и фантазий" - "Страны и народы". В течение пяти лет ведется работа по экологическому воспитанию и образованию в комплексе "д/с №57 – школа №11 – семья – ЦВР "Малая Академия". В комплексе реализуются образовательные программы: Николаевой С.Н. "Юный эколог", Шпотовой Т.В. "Гармония природы". В среднем звене вошло в практику проведение интеллектуально-творческих программ. В старшем звене, выборочно, дети занимаются учебно-исследовательской деятельностью под руководством Смоленцева А.В., Игнатовой Л.П., Пуричи Е.В., Булгаковой О.Н., Павловой А.В. В школе раннего развития обучение ведется по комплексной образовательной программе «Здоровячок», адресованной детям 5 – 7 лет, рассчитанной на 2-х годичный курс обучения. Программа переработана с учетом современных требований к образовательным программам дополнительного образования. Целевое назначение программы: · создание условий для полноценного возрастного развития личности ребенка, его индивидуальных, творческих способностей, интеллекта; · укрепление его физического и психического здоровья; · формирование всесторонней готовности к обучению в общеобразовательной школе. Педагогический и психологический мониторинг показывает, что дети окончив «Здоровячок» (педагоги: Медведева О.В.., Пожидаева Н.И., Карбышева Л.С.) приходят в образовательную школу с заложенными умениями, навыками и знаниями, которые помогают в дальнейшей учебной деятельности. Адаптация данных детей к школе проходит значительно лучше, чем у тех детей, которые не прошли данную школу. Также отмечается заложенная основа школьного коллективизма, лучше, чем у других детей, развита моторика рук, абстрактное мышление, речь, взаимопонимание. Содержание деятельности программы «Чудо – сад» заключается в продолжении общественного экологического движения "Мой город – мой дом. Я в нем хозяин!.." Программа разработана на основе здоровьесберегающих технологий, призвана совершенствовать трудовые умения и навыки подростков; способствует подготовке социально-перспективной молодежи, потенциальных творческих лидеров, высокому уровню физического и психологического состояния участников программы. Ключевым звеном программы "Чудо-сад" является научно-исследовательская работа, которая дает возможность всестороннего изучения природных объектов и анализа полученных результатов. В основе исследовательских работ лежат опыты, где требуется теоретическая база знаний, приобретенных в учебное время, и практических навыков закладки опыта наблюдений, обработки результатов наблюдения. Региональный компонент – неотъемлемая часть исследовательской деятельности.
|